Федеральная инновационная площадка

Инновационная деятельность по программе "Вдохновение"

Современные требования к качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. С целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы «Вдохновение». Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития.

Актуальность проблемы обусловлена реализуемой в настоящий момент в образовательной системе Российской Федерации модернизацией дошкольного образования, переосмыслением социокультурной ситуации развития дошкольников, задачами образования в период дошкольного детства, научными исследованиями, корректирующими представления о детском развитии, и, как следствие, формированием новых представлений о качестве дошкольного образования на современном этапе социально-экономического развития страны. Актуальность проблемы также подчеркивается кардинальным изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования РФ, выдвигающей новые требования к образовательным программам дошкольного образования, переходом к реализации ФГОС ДО, необходимостью учета положений  Основной образовательной программы дошкольного образования.

Новизна исследования обусловлена выбором в качестве основы для разработки ООП ДОО и экспериментальной апробации инновационного для российского дошкольного образования решения актуальных проблем комплексной модернизации образовательной деятельности ДОО новейшей комплексной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» (далее – Программа «Вдохновение»).

Программа «Вдохновение» формирует базисную платформу для целостного и разностороннего развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития с учетом индивидуальных возможностей и ограничений, биологических факторов развития, факторов окружающей среды, в том числе, современного социокультурного контекста развития ребенка. Программа «Вдохновение» интегрирует данные современных научных исследований в области социальной и клинической психологии, психологии здоровья, психологии детского развития, нейропсихологии, нейрофизиологии, педиатрии, социологии, антропологии и других областей научных исследований, опирается на лучший отечественный и зарубежный педагогический опыт в области дошкольного образования. Программа «Вдохновение» разработана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО, учитывает положения ПООП ДО и является надежной основой для разработки ООП ДОО, удовлетворяющей всем требованиям нормативно-правовой базы дошкольного образования.

Выдвижение гипотезы

Программа «Вдохновение» позволит решить задачи комплексной модернизации образовательной деятельности ДОО с целью выполнения требований ФГОС ДО, ПООП ДО и других нормативно-правовых документов дошкольного образования РФ.

ООП ДОО, построенная на основе Программы «Вдохновение», позволит создать требуемые психолого-педагогические условия в образовательной деятельности ДОО:

  • учитывать, что ребенок – активный субъект учения и полноправный участник образовательных отношений; что в «учебном сообществе», основанном на диалогическом принципе со-действия (со-конструкции), активны все участники образовательного процесса: дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают мир;
  • нацеливать на создание мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка;
  • поддерживать исследовательскую активность ребенка, его любознательность и инициативу, игровую деятельность во всех видах и формах;
  • носить открытый характер, предоставляя возможность всем участникам образовательного процесса стать соавторами ее содержания;
  • включать коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, соответствующую ценностям, философии и принципам Программы;
  • предоставлять инструменты для систематических педагогических наблюдений, регистрации поведения и развития ребенка – для понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня его личностного развития и эмоционального состояния;
  • реализовывать принцип дифференциации: давать возможность для развития ребенка по индивидуальной траектории, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиваться высоких результатов всей группы; уделять особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т.д.;
  • учитывать уникальность каждого ребенка и делать акцент на индивидуализации, многообразии образовательных траекторий; предоставлять равные шансы как одаренным, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признавать и учитывать широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
  • предусматривать вариативные формы реализации образовательной деятельности  в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей на уровне планирования и содержания, при котором опыт, ценности педагогических коллективов, социокультурный контекст рассматриваются как ресурс образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста, разного возраста, полного дня, кратковременного пребывания;
  • обеспечивать методическую поддержку разнообразных форм сотрудничества организации с семьей;
  • обеспечивать соответствующим учебно-методическим комплектом дошкольного образования, который позволяет реализовывать все положения ООП ДОО при организации образовательной деятельности;
  • предусматривать повышение квалификации педагогов;
  • обеспечивать преемственность с начальным общим образованием;
  • иметь возможность для использования совместно с другими образовательными программами, в том числе, комплексными и парциальными программами, модульными и другими личностно-ориентированными программами дошкольного образования.

Концепция исследования

Изменение требований к качеству дошкольного образования обусловлены изменяющейся социокультурной ситуацией развития детства, направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, модернизацией системы дошкольного образования РФ, изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования.Хочу такой сайт

В соответствии с новыми требованиями к качеству образовательный процесс в дошкольной организации должен стать комплексным и целостным процессом развития ребенка, охватывающим все области и направления развития: личностное, физическое, когнитивное, социальное, эмоциональное и другие.

Образовательная деятельность по программе, удовлетворяющей современным требованиям к качеству дошкольного образования,  должна учитывать как биологические факторы развития, так и факторы окружающей среды, в том числе, социокультурный контекст развития ребенка.

Разрабатываемая на основе Программы «Вдохновение» ООП ДОО должна учитывать данные современных научных исследований в области психологии и психофизиологии развития, опираться на лучший отечественный и зарубежный опыт в области дошкольного образования.

Принцип совместного действия — со-конструкции, заложенный в Программе «Вдохновение», должен стать стержневым ядром ООП ДО. Поддерживая конструктивистский принцип активности ребенка и его собственный вклад в развитие, необходимо осмыслить тот факт, что образование является социальным процессом и происходит в совместной деятельности, в диалоге, в котором дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы. В образовательной деятельности, реализуемой в соответствии с новой ООП ДОО, должны быть активны и сам ребеноки окружающая среда. Образовательные процессы должны совместно конструироваться детьми и взрослыми, дети и взрослые совместно должны конструировать (создавать) значения и смыслы, познавать мир.

Основные задачи деятельности инновационной площадки на базе МДОУ "Росинка":

  • Подготовка психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности в соответствии с ООП «Вдохновение».
  • Разработка системы управления качеством внедрения и реализации ООП «Вдохновение» на основе подходов и инструментария УМК ООП «Вдохновение».
  • Внедрение и реализация ООП «Вдохновение», оценивание образовательных эффектов нового образовательного процесса и содержания, предоставление обратной связи реализующим программу педагогам и руководству дошкольных образовательных организаций.
  • Разработка методических и практических рекомендаций по разработке и внедрению ООП «Вдохновение» с учетом итогов работы инновационной площадки.

Были проведены заседания творческой группы по темам:

  • Моделирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на основе ООП «Вдохновение».
  • Формы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования: новая образовательная практика на основе ООП «Вдохновение».
  • Педагогическое наблюдение как способ уточнения реальных достижений, способностей, интересов, образовательных потребностей и возможностей детей дошкольного возраста.
  • Планирование и реализация образовательных задач на Детском совете.

Основные задачи на 2021 год в рамках реализации плана мероприятий инновационной деятельности:

  • увеличить количество педагогов, принявших участие в мероприятиях по повышению квалификации на основе ООП «Вдохновение»;
  • широко освещать деятельность сетевой инновационной площадки в средствах массовой информации, через публикацию практических материалов в методических сборниках;
  • создать условия для представления профессиональных достижений педагогов во Всероссийских конкурсных мероприятиях по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования..

В целом, планомерная, продуманная работа, правильная мотивация и грамотное сопровождение педагогов и специалистов образовательных организаций способствует достижению положительных и качественных результатов в ходе реализации ФГОС дошкольного образования на основе ООП «Вдохновение».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».