порядок разработки ооп

- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
- определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а
также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
1.4. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Примерных образовательных программ дошкольного образования, разрабатываемых
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Порядке
Дошкольное
образовательное
учреждение образовательная
организация,
осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную
деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и
уход за детьми;
Парциальная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного
возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или
культурных практиках;
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества
и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,
ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и
сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического
и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов;
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по
овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта
деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в
повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования
в течение всей жизни;
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной
единой совокупностью требований;
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных
требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и
направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования;
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация
(примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов),
определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и
(или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной

программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные
расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы;
Основная образовательная программа - нормативный документ дошкольного
образовательного учреждения, разработанный на основе примерной основной
образовательной программы, который регламентирует особенности организационнопедагогических условий и содержание деятельности дошкольного образовательного
учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта;
Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного
образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с
одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных
отношениях с дошкольным образовательным учреждением, и выполняет обязанности по
воспитанию, обучению воспитанников и (или) организации образовательной
деятельности;
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное
оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные
пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратнопрограммные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации
воспитательной и образовательной деятельности
Участники образовательных отношений - воспитанники, родители (законные
представители) воспитанников, педагогические работники и их представители,
организации, осуществляющие образовательную деятельность.
3.Статус и формат основной образовательной программы
ДОУ
3.1. Основой для разработки основной ООП ДОУ является федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, который является
нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
3.2. ООП ДОУ является нормативным документом дошкольного образовательного
учреждения, разрабатываемым на основе примерной основной образовательной
программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических
условий и содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения по
реализации соответствующего федерального государственного образовательного
стандарта.
3.3. Примерная(ые) основная образовательная программа дошкольного образования
разрабатывается на федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на
основе ФГОС и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки
России.
3.4. ООП дошкольного образования самостоятельно проектируется в дошкольном
образовательном учреждении как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
3.5. ООП дошкольного образования направлена на создание условий социальной ситуации
развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка,
его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих

дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности,
конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в зоне его ближайшего развития.
3.6. Содержательной основой ООП дошкольного образования является ее направленность
на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка.
Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей,
включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного
пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные
отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей,
родителей (законных представителей), администрацию), деятельностные (доступность и
разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям
дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
3.7. ООП дошкольного образования разрабатывается и утверждается ДОУ в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного
образования.
3.8. ООП ДОУ реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в
дошкольном образовательном учреждении.
3.9. ООП ДОУ функционально взаимосвязана с основными документами, определяющим
развитие образовательной и воспитательной системы МКДОУ «Ленинский д / сад»:
программа развития дошкольного учреждения.
4. Структура основной образовательной программы
дошкольного образования
4.1. Содержание ООП дошкольного образования в обязательном порядке охватывает
следующие образовательные области:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
4.2. Разработка ООП дошкольного образования базируется на обязательном учете
следующих аспектов социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
4.3. Структура ООП дошкольного образования представлена обязательной частью и
частью, формируемой участниками образовательного процесса. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований
соответствующего ФГОС. Обязательная часть ООП дошкольного образования составляет
не менее 60% от её общего объёма, а часть, формируемая участниками образовательных
отношений, - не более 40%.
4.4. Обязательная часть ООП дошкольного образования предполагает комплексность
подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих
образовательных областях, указанных в п. 4.1. настоящего Порядка, и должна быть,
направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации
и социализации:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,
малой и большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в
быту, социуме, природе);

– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме
на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и
что такое плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы.
4.5. Решение задач развития воспитанников в четырёх образовательных областях,
указанных в п. 4.1. настоящего Порядка, должно быть направлено на приобретение опыта
в следующих видах деятельности:
- двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.),
а также при катании на самокате, санках, велосипеде, в спортивных играх;
- игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с
правилами);
- коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и
сверстниками, устной речью как основным средством общения);
- познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними);
- восприятия художественной литературы и фольклора;
- элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в
природе);
- конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов,
модулей, бумаги, природного материала и т.д.);
- изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных
инструментах).
4.6. Содержание образовательной работы в рамках реализации обязательной части ООП
дошкольного образования должно обеспечивать развитие у воспитанников первичных
представлений:
– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах
окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);
– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии
культур стран и народов мира.
4.7. Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, разрабатывается
на основе выбранных и (или) разработанных самостоятельно участниками
образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации
образовательной работы и отражает следующие основные аспекты:
- видовая принадлежность дошкольного образовательного учреждения (например,
коррекционная, оздоровительная и т.д., указать какая);
- наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных
стартовых возможностей для обучения и воспитания детей;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий;
- особенности организации мероприятий по физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;
- специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в
которых осуществляется образовательный процесс.
- поддержка интересов педагогических работников дошкольного образовательного
учреждения, реализация которых соответствует целям и задачам ООП;

– сложившиеся традиции дошкольного образовательного учреждения (группы).
4.8. Часть ООП дошкольного образования, формируемая участниками образовательных
отношений, может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки
зрения разработчиков ООП.
4.9. В зависимости от направленности функционирующих в дошкольном образовательном
учреждении групп воспитанников дошкольного возраста - общеразвивающей,
компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут применяться
различные варианты соотношения обязательной части ООП и части, формируемой
участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности
дошкольного образовательного учреждения.
4.10. Для воспитанников старшего дошкольного возраста, в ООП отражается
приоритетная деятельность дошкольного образовательного учреждения по обеспечению
равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
4.11. Общий объем обязательной части ООП рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного
образования и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации ООП дошкольного образования.
4.12. ООП дошкольного образования содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
4.13. Функциональное назначение целевого раздела ООП связано с общим назначением,
целью, задачами и целевыми ориентирами реализации ООП дошкольного образования и
способами достижения данных результатов.
Структура целевого раздела имеет следующие элементы:
– цели и задачи реализации ООП дошкольного образования;
– значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе психологовозрастные
и
индивидуальные
особенности
воспитанников
дошкольного
образовательного учреждения, их образовательные потребности, приоритетные
направления деятельности, специфику условий (краевых, национальных, этнокультурных
и др.) осуществления образовательного процесса и др.;
– принципы и подходы к формированию ООП дошкольного образования.
4.14. Задачей содержательного раздела является формирование общего содержания
дошкольного образования. Содержательный раздел ООП включает в себя:
- цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей;
- содержание образовательной работы по видам деятельности воспитанников с учётом
используемых примерных основных образовательных программ дошкольного
образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание основных технологий реализации ООП (форм, методов, приёмов, средств
образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
4.15. Функциональное назначение организационного раздела ООП связано с
определением общих рамок организации образовательного процесса, а также механизмов
реализации ООП. Структура организационного раздела представлена:
- характеристикой жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и (или) режим
дня, а также особенностями традиционных событий, праздников, мероприятий;

- особенностями работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах
деятельности и (или) культурных практиках;
- особенностями организации предметно-пространственной развивающей среды;
- характеристикой основных принципов, методов и (или) технологий реализации ООП, в
том числе связанных с обеспечением адаптации воспитанников в дошкольном
образовательном учреждении (группе);
– способами и направлениями поддержки детской инициативы;
– особенностями взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
4.16. Структура ООП дошкольного образования также представлена дополнительным
разделом - текстом её краткой презентации. Краткая презентация ОПП должна быть
ориентирована на родителей (законных представителей) воспитанников и доступна для
ознакомления. В краткой презентации ООП должны быть указаны:
- возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в
МКДОУ «Ленинский д / сад», в том числе категории детей с ограниченными
возможностями здоровья, если возможность их образования предусматривается;
- реализуемые примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют
их обязательную часть;
- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения разработчиков ООП.
4.17. Механизмом доведения до родителей воспитанников и других заинтересованных лиц
текста краткой презентации ООП является издание соответствующего приказа
руководителя дошкольного образовательного учреждения с указанием формы доведения и
ответственных лиц.
4.18. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также
системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо
ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров. В этой связи в ООП отдельным разделом включаются целевые
ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальные и
психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения
уровня дошкольного образования.
4.19. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации ООП, а также от её характера, особенностей развития воспитанников на
основе соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта.
4.21. Разработка каждого раздела ООП дошкольного образования осуществляется в
строгом соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, утверждаемым Министерством образования и науки
РФ.
4.20. Достижение целевых ориентиров освоения ООП дошкольного образования
осуществляется на основе разработанной в МДОУ «Росинка» системы условий
реализации ООП дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Данная
система включает в себя следующие основные элементы:
- описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, а также учебно-методического и информационного
обеспечения;
- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
приоритетами ООП дошкольного образования образовательного учреждения;
- механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
- сетевой график по формированию необходимой системы условий;

- контроль за состоянием системы условий.
5.

Этапы
разработки
дошкольного образования

и

утверждения основной

образовательной

5.1. В целях разработки ООП МДОУ «Росинка» создается рабочая группа, состав которой
утверждается приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения.
5.2. Состав рабочей группы по разработке ООП дошкольного образования формируется из
числа сотрудников дошкольного образовательного учреждения и представлен
руководителем рабочей группы и ее членами.
5.3. Функцию руководителя рабочей группы выполняет воспитатель, в функции которого
входит проведение методической работы.
5.4. Рабочая группа по разработке ООП дошкольного образования формируется из числа
воспитателей и педагогов.
5.5. Рабочая группа осуществляет разработку проекта ООП дошкольного образования,
используя в качестве основы ФГОС дошкольного образования и примерную(ые)
основную образовательную программу дошкольного образования.
5.6. Разработанный проект ООП дошкольного образования рассматривается
руководителем дошкольного образовательного учреждения и педагогическим советом. В
случае наличия замечаний и предложений проект ООП дошкольного образования
отправляется на доработку в рабочую группу. Решение о согласовании ООП с
педагогическим советом закрепляется соответствующим протоколом.
5.7. Следующим этапом является рассмотрение проекта ООП дошкольного образования
советом родителей (родительским комитетом) (законных представителей). Решение о
согласовании ООП с советом родителей (законных представителей) (родительским
комитетом) закрепляется соответствующим протоколом.
5.8. После всех этапов согласования ООП дошкольного образования утверждается в
соответствии с уставом дошкольного образовательного учреждения.
6.

Права и обязанности участников образовательных отношений при разработке и
утверждении основной образовательной программы
дошкольного образования
6.1. Руководитель дошкольного образовательного учреждения имеет право:
- формировать рабочие группы по разработке ООП дошкольного образования, отдавать
соответствующие распоряжения и осуществлять контроль за данной деятельностью;
- рассматривать ООП дошкольного образования на этапах ее разработки и подготовки к
утверждению;
- давать предложения и рекомендации по формированию ООП дошкольного образования;
- утверждать ООП дошкольного образования в соответствии с уставом
общеобразовательного учреждения.
Обязан:
- руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и
подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку ООП
дошкольного образования;
- учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных
сторон в процессе разработки и утверждения ООП дошкольного образования;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
6.2. Педагогические работники
Имеют право:
- участвовать в разработке ООП дошкольного образования;

- использовать лучший опыт других образовательных организаций при формировании
содержательной части ООП дошкольного образования;
- повышать свою квалификацию с целью совершенствования образовательных программ;
- давать предложения и рекомендации в ходе разработки ООП дошкольного образования,
высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения;
- участвовать в согласовании ООП дошкольного образования.
Обязаны:
- соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные
нормативные правовые акты, регламентирующие разработку ООП дошкольного
образования;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
6.3. Родители (законные представители) воспитанников:
Имеют право:
- участвовать в обсуждении ООП дошкольного образования, высказывать свое мнение,
давать предложения и рекомендации;
- участвовать в согласовании ООП дошкольного образования.
Обязаны:
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».