рабочая программа по ФОП смеш рання группа (1)

Содержание
1. Целевой раздел………………………………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………...…..3
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы образования………………...4
1.3. Принципы реализации рабочей программы и организации образовательного
процесса…………………………………………………………………………………4
1.4.Планируемые результаты освоения программы в раннем возрасте (к трём
годам)……………………………………………………………………………………5
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов…….…6
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательной деятельности в смешанной ранней группе по
образовательным областям…………………………………………………………….7
2.2. Содержание образовательной деятельности в части, формируемой
участниками образовательных отношений………………………………………….15
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей
программы образования детей 1-3 лет………………………………………………15
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик…………………………………………………………………………………21
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся…………………………………………………………………………..22
3. Организационный раздел…………………………………………………………..
3.1. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы……...23
3.2. Режим дня, планирование образовательной деятельности (сетка
занятий)………………………………………………………………………………...25
3.3 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……….….28
3.4. Примерное распределение тем в течение года в смешанной ранней группе
(1-3 года)……………………………………………………………………………….28
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
группы……………………………………………………………………………….....30
3.6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в
смешанной ранней группе……………………………………………………………32
3.7. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности в смешанной ранней группе………………………33
Список методической литературы………………………………………………...…34

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Рабочая программа образования детей 1-3 лет разработана в соответствии с
Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.
Рабочая программа образования детей в смешанной ранней группы обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям: социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и
физическому.
Рабочая программа образования детей 1-3 лет разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 41, ст. 6959)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022 г. № 955
5. Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
25 ноября 2022 г. № 1028)
7. Основы государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённые
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
8. Устав учреждения, образовательная программа ДОУ (название организации),
программа воспитания ДОУ

1.2.Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства
с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
Задачи программы:
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
 обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и
основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и
ответственности;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности;
 достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.
1.3. Принципы реализации рабочей программы и организации
образовательного процесса
Рабочая программа образования детей 1-3 лет построена на следующих
принципах ДО, установленных ФОП:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского
развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьёй;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);

10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.4. Планируемые результаты освоения программы в раннем возрасте
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трём годам):
- у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее
движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые
имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения
по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
- ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет
простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание,
самостоятельно ест и тому подобное);
- ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
- ребёнок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и
подражает им, играет рядом;
- ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
- ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой,
самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой
последовательности продвигаться к цели;
- ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи,
простые предложения из 4-х слов и более, включённые в общение; может
обращаться с вопросами и просьбами;
- ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и
фразы за взрослым;
- ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы,
изображённые на них;
- ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется
в основных пространственных и временных отношениях;
- ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его
деятельности; своё имя, имена близких; демонстрирует первоначальные
представления о населённом пункте, в котором живёт (город, село и так далее);
- ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы
ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение
и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы,
старается не причинять вред живым объектам;
- ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения;
- ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения
искусства;
- ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж,
дорогу к нему, забор) и играть с ними;

-рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепёшки;
- ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия,
свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном
обиходе;
- ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает
за больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и
взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей
замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Планируемые результаты освоения программы образования детей 1-3 лет заданы
как целевые ориентиры и представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка раннего возраста.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности
и подготовки детей.
Освоение рабочей программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Педагогическая
диагностиканаправлена на оценку индивидуального развития детей раннего
возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических
действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей
его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития
ребёнка. Они выступают как обобщённые показатели возможных достижений
детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих
образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребёнка в
деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в
режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной
деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог
отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных
умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи,
поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное. Фиксация данных
наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии
ребёнка на определённом возрастном этапе, а также скорректировать

образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития
ребёнка и его потребностей.

2. Содержательный раздел
2.1.

Содержание образовательной деятельности в смешанной ранней группе
по образовательным областям
ОО Социально-коммуникативное развитие

Основные задачи
образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

- создавать условия для
благоприятной адаптации
ребёнка к ДОО;
- поддерживать пока ещё
непродолжительные контакты
со сверстниками, интерес к
сверстнику;
- формировать элементарные
представления: о себе,
близких людях, ближайшем
предметном окружении;
- создавать условия для
получения опыта применения
правил социального
взаимодействия.

Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе;
побуждает детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном
внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использует разнообразные
телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику.
Педагог поощряет проявление ребёнком инициативы в общении со взрослыми и сверстниками; хвалит
ребёнка, вызывая радость, поддерживает активность ребёнка, улучшая его отношение к взрослому,
усиливая доверие к нему.
Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и тому подобное,
поощряет проявление у ребёнка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре,
развлечении.
Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует элементарные представления
ребёнка о себе, своём имени, внешнем виде, половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним
признакам (одежда, причёска); о близких людях; о ближайшем предметном окружении.
Педагог создаёт условия для получения ребёнком первичного опыта социального взаимодействия (что
можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять
просьбу педагога).

Совокупные задачи воспитания в рамках ОО Социально-коммуникативное развитие
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба»,
«Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
- воспитание уважения к своей семье, своему населённому пункту, родному краю, своей стране;
- воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и
другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;

- воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России;
- содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи;
- воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения
соблюдать правила, активной личностной позиции;
- создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия
и заботы;
- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи;
- формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

ОО Познавательное развитие
Основные задачи
образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

- поощрять целенаправленные
моторные действия,
использование наглядного
действенного способа в
решении практических
жизненных ситуаций,
находить предмет по образцу
или словесному указанию;
- формировать стремление
детей к подражанию
действиям взрослых,
понимать обозначающие их
слова;
- формировать умения
ориентироваться в
ближайшем окружении;
- развивать познавательный
интерес к близким людям, к
предметному окружению,
природным объектам;

Сенсорные эталоны и познавательные действия
Педагог концентрирует внимание детей на новых объектах, поддерживает интерес к знакомым предметам,
поощряет самостоятельные действия ребёнка, одобряет их словом, интонацией, развивает стремление к
общению со взрослым в ходе выполнения обследовательских и поисковых действий с предметами; создаёт
условия для многократного повторения освоенных действий, вносит новые элементы в игры-манипуляции.
Демонстрирует разнообразные действия со сборно-разборными игрушками, дидактическими пособиями,
показывает их постепенное усложнение, добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных
действий с игрушками и разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах.
Поддерживает владение предметом, как средством достижения цели для начала развития предметноорудийных действий.
Педагог развивает умение группировать однородные предметы по одному из трёх признаков (величина,
цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя
опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко»
и тому подобное.
Развивает умение пользоваться приёмом наложения и приложения одного предмета к другому для
определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
педагогразвиваетспособности детей обобщать, узнавать и стремиться называть предметы и объекты,
изображённые на картинке (в том числе и объекты природы); развивает их наблюдательность, способность
замечать связи и различия между предметами и действиями с ними.
Окружающий мир

- развивать умения узнавать
объекты живой и неживой
природы ближайшего
окружения, отличать их по
наиболее ярким проявлениям
и свойствам, замечать явления
природы, поддерживать
стремления к взаимодействию
с ними.

Педагог формирует у детей элементарные представления: о самом себе - о своём имени; о внешнем виде
(показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому
подобное); о желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка,
дедушка и другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель
и тому подобное); о ближайшем предметном окружении (игрушках, их названиях, предметах быта, мебели,
спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребёнку,
ситуациях общественной жизни.
Природа
Педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в естественной среде
отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты
неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их
изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их
рассматривать, положительно реагировать.
Совокупные задачи воспитания в рамках ОО Познавательное развитие

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
- приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов
России;
- воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
- воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
- воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по
сохранению природы.

ОО Речевое развитие
Основные задачи образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

Развитие понимания речи:
- закреплять умение понимать слова,
обозначающие предметы, некоторые действия,
признаки, размер, цвет, местоположение; понимать
речь взрослого и выполнять его просьбы;
выполнять несложные поручения.

Развитие понимания речи
Педагог закрепляет умение детей понимать слова, обозначающие предметы в поле
зрения ребёнка (мебель, одежда), действия и признаки предметов, размер, цвет,
местоположение предметов; совершенствует умения детей понимать слова,
обозначающие предметы, находить предметы по слову педагога, выполнять несложные
поручения, включающие 2 действия (найди и принеси), отвечать на вопросы о названии

Развитие активной речи:
- побуждать детей использовать накопленный
запас слов по подражанию и самостоятельно,
упражнять в замене звукоподражательных слов
общеупотребительными; способствовать развитию
диалогической речи, воспроизводить за взрослым
отдельные слова и короткие фразы;
- побуждать детей употреблять несложные для
произношения слова и простые предложения;
- развивать умение слушать чтение взрослым
наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с
наглядным сопровождением (картинки, игрушки,
книжки-игрушки, книжки-картинки);
- развивать у детей умение эмоционально
откликаться на ритм и мелодичность пестушек,
песенок, потешек, сказок;
- поддерживать положительные эмоциональные и
избирательные реакции в процессе чтения
произведений фольклора и коротких литературных
художественных произведений;
- формировать умение показывать и называть
предметы, объекты, изображённые в книжкахкартинках; показывая, называть совершаемые
персонажами действия;
- воспринимать вопросительные и
восклицательные интонации поэтических
произведений;
- побуждать договаривать (заканчивать) слова и
строчки знакомых ребёнку песенок и стихов.

предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с ними.
Развитие активной речи
Педагог закрепляет умение детей называть окружающих его людей, употреблять
местоимения, называть предметы в комнате и вне её, отдельные действия взрослых,
свойства предметов (маленький, большой); выражать словами свои просьбы, желания;
педагог активизирует речь детей, побуждает её использовать как средство общения с
окружающими, формирует умение включаться в диалог с помощью доступных средств
(вокализаций, движений, мимики, жестов, слов); активизирует речевые реакции детей
путём разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин,
отражающих понятные детям ситуации.
Формирует у детей умение осуществлять самостоятельные предметные и игровые
действия, подсказывать, как можно обозначить их словом, как развить несложный
сюжет, иллюстрируя предметную деятельность, развивает речевую активность ребёнка
в процессе отобразительной игры.
В процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся транспортом
педагог в любом контакте с ребёнком поддерживает речевую активность, даёт
развернутое речевое описание происходящего, того, что ребёнок пока может выразить
лишь в однословном высказывании.
Во время игр-занятий по рассматриванию предметов, игрушек педагог закрепляет у
детей умение обозначать словом объекты и действия, выполнять одноимённые
действия разными игрушками.

Совокупные задачи воспитания в рамках ОО Речевое развитие
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Культура» и «Красота», что предполагает:
- владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
- воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном,

богатом, образном языке).

ОО Художественно-эстетическое развитие
Основные задачи образовательной
деятельности

Содержание образовательной деятельности

- развивать у детей способность слушать
художественный текст и активно
(эмоционально) реагировать на его
содержание;
- обеспечивать возможности наблюдать за
процессом рисования, лепки взрослого,
вызывать к ним интерес;
- поощрять у детей желание рисовать
красками, карандашами, фломастерами,
предоставляя возможность ритмично
заполнять лист бумаги яркими пятнами,
мазками, линиями;
- развивать у детей умение
прислушиваться к словам песен и
воспроизводить звукоподражания и
простейшие интонации;
- развивать у детей умение выполнять под
музыку игровые и плясовые движения,
соответствующие словам песни и
характеру музыки.

Педагог формирует у детей эмоциональное восприятие знакомого музыкального произведения,
желание дослушать его до конца. Формирует у детей умение различать тембровое звучание
музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент
(один из двух или трёх), на котором взрослый исполнял мелодию.
Педагог поощряет самостоятельную активность у детей (звукоподражание, подпевание слов,
фраз, несложных попевок и песенок). Продолжает развивать умение у детей двигаться под
музыку в соответствии с её характером, выполнять движения самостоятельно. Педагог
развивает умение у детей вслушиваться в музыку и с изменением характера её звучания
изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Формирует у детей
умение чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идёт,
зайка прыгает, птичка клюёт).
Педагог поощряет экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином. Педагог
формирует у детей умение рисовать на больших цветных листах бумаги, обращая внимание на
красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий.

Совокупные задачи воспитания в рамках ОО Художественно-эстетическое развитие
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного,
бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры;
- становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира

ребёнка;
- создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения
детьми;
- создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности,
поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).

ОО Физическое развитие
Основные задачи
образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

- создавать условия для
последовательного
становления первых основных
движений (бросание, катание,
ползание, лазанье, ходьба) в
совместной деятельности
педагога с ребёнком;
- создавать условия для
развития равновесия и
ориентировки в пространстве;
поддерживать желание
выполнять физические
упражнения в паре с
педагогом;
- привлекать к участию в
играх-забавах, игровых
упражнениях, подвижных
играх, побуждать к
самостоятельным действиям;
- укреплять здоровье ребёнка
средствами физического
воспитания, способствовать
усвоению культурно-

Педагог активизирует двигательную деятельность детей, создаёт условия для обучения основным
движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба), развития координации при выполнении
упражнений; побуждает к самостоятельному выполнению движений; обеспечивает страховку для
сохранения равновесия; поощряет и поддерживает, создаёт эмоционально-положительный настрой,
способствует формированию первых культурно-гигиенических навыков.
В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития основных движений и
выполнения общеразвивающих упражнений.
Основные движения
- бросание и катание: бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль; катание мяча (диаметр 20-25 см) вперёд
из исходного положения сидя и стоя;
- ползание, лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2 метров; подлезание под верёвку, натянутую на
высоте - 50 см; пролезание в обруч (диаметр 50 см), перелезание через бревно (диаметр 15-20 см); лазанье
по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 метра);
- ходьба: ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении;
- упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (шириной 25-20-15 см), по ребристой доске; вверх и вниз по
наклонной доске, приподнятой на 10-15-20 см (ширина доски 25-30 см, длина 1,5-2 м) с поддержкой;
- подъём на ступеньки и спуск с них, держась за опору;
- перешагивание через верёвку, положенную на пол, палку или кубик высотой 5-15-18 см со страховкой.
Общеразвивающие упражнения
- упражнения из исходного положения стоя, сидя, лёжа с использованием предметов (погремушки, кубики,
платочки и другое) и без них;
- в комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперёд и опускание, повороты корпуса вправо и
влево из положения сидя, наклоны вперёд (положить кубик и поднять его, перегибаясь через верёвку,

гигиенических навыков для
приобщения к здоровому
образу жизни.

натянутую на высоте 40-45 см), сгибание и разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.
Подвижные игры
Педагог организует и проводит игры-забавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к
активному участию и вызывая положительные эмоции.
Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления двигательных навыков.
Формирование основ здорового образа жизни
Педагог помогает осваивать элементарные культурно-гигиенические действия при приёме пищи, уходе за
собой (при помощи педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться салфеткой, есть
ложкой, пользоваться личным полотенцем и так далее).
Совокупные задачи воспитания в рамках ОО Физическое развитие

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
- воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека;
- формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа
жизни;
- становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию
организма, гигиеническим нормам и правилам;
- воспитание активности,самостоятельности,самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
- приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
- формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной деятельности в части, формируемой
участниками образовательных отношений

2.2.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы
воспитанников МДОУ «Росинка», членов их семей и педагогов и
ориентирована на:
✓ учет специфики национальных, социокультурных, экономических,
климатических условий, в которых осуществляется образовательный
процесс;
✓ выбор парциальных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам
воспитанников, возможностям педагогического коллектива;
✓ поддержку интересов педагогических работников, реализация
которых соответствует целям и задачам ФОП;
✓ сложившиеся традиции МДОУ «Росинка».
Часть ООП ОП ДО, формируемая участниками образовательных
отношений, направленная на осуществление образовательного процесса
с учетом специфики климатических, национально-культурных,
демографических условий Содержание данной части ООП ОП ДО
разработано на основе образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А.Васильевой;
Ведущие цели Программы: – создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства и обеспечение
равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования; - формирование основ базовой
культуры личности, развитие психофизиологических особенностей и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе в ходе
освоения традиционными и инновационными социальными и
культурными практиками, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.

2.3.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
рабочей программы обучения детей 1-3 лет 40 % от основной
программы: 20 минут в неделю, 1 час в месяц
2.3.1 Технологии из программы «Первые шаги»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам педагогам,
работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных
учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях
дополнительного образования). Программа основана на современных научных
представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем
возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.
Исходными теоретическими позициями программы являются положения
концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной
выдающимся детским психологом М.И.Лисиной. Программа построена на
гуманистических принципах личностноориентированной педагогики,
предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни
человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его
активности, инициативности, творческого потенциала. При ее разработке авторы
стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт
отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего
возраста. Программа является комплексной, так как охватывает все
образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое и физическое.
Цель Программы - развитие целостной личности ребёнка – его
активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к
окружающему миру, творческого потенциала.
Задачи: Развитие познавательных способностей, которое в раннем
возрасте реализуется в предметной деятельности детей
1. Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к
раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и
сверстниками, освоение культурных норм поведения
2. Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в
общении со взрослыми
3. Формирование
игровой
деятельности
детей,
обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного
возраста и полноценное становление ведущей деятельности
дошкольников.
4. Художественно-эстетическое развитие, направленное на
приобщение детей к изобразительной, театрализованной
деятельности, музыкальное развитие
5. Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов
двигательной активности, формирование навыков здорового образа
жизни

Игры Воскабовича
Пояснительная записка

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию
детей
дошкольного
возраста. От
того,
насколько
удачно
заложен
в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и
эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом
виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные
принципы, как:
 интеллектуальное развитие;
 создание условий для развития личности ребёнка, его творческих
способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных
технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников –
перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к
наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой
дополнительных бесплатных услуг и создаст условия для развития у детей
активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого
интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе,
успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные
развивающие игры В. В. Воскобовича и игры - головоломки, направленные на
развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить
доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете,
самостоятельно приобретать знания.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В. В.
Воскобовича делятся на три группы.
Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В процессе
освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет
развитие мыслительных операций.
(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная
цифра», «Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).
Вторая группа-это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька»,
«Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1»,
», «Читайка на шариках 2»).
Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф «Ларчик»,
«Игровизор», «Геовизор»)
Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и
математических способностей, как основы интеллектуального развития
дошкольников.
Основными задачами реализации программы являются:
 Обучение пониманию и решению логических задач.
 Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.

Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
 Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их
свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
 Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз –
рука».
 Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные
связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
 Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого
общения.
 Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности,
инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой
видах деятельности.
 Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать
друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных
задач, умения работать в парах.
 Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим
играм.
Возраст детей – 1 — 3 лет.


Кружок «В каждой избушке свои погремушки»
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш
народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через
колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки,
произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет
устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его
всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно
в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без
народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,
наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и
является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания,
знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого
гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает
ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего
мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные
ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративноприкладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –
подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети
должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех
программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических
рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало.
Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным
использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс
изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности
соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия
городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я
перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей
народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной
стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Новизна и отличительная особенность в системе работы: использование нетрадиционных
методов и способов развития детского творчества. Используются самодельные инструменты
для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного
искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид
продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративноприкладному искусству.
Темы НОД дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами
устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в
том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
Знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы
построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности,
контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения
программного материала от простого к сложному, наглядности.
Цель:
Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования и развития основ
художественной культуры ребенка
Задачи:
1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях

2.
3.
4.
5.

6.

собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к
народному творчеству как эталону красоты;
Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические
чувства;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы
прекрасного в жизнь;
Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративноприкладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в
узоре, принадлежность узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать
индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные
художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность,
творческую инициативу.

Направления работы:
1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Индивидуальная работа по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться,
для того чтобы:
1. Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение

ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая
индивидуальные способности детей.

2. Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы,

методы).
3. Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания,
качество детской работы, отношение к деятельности.
Содержание работы: Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив
детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный
процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется
использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных
художественных
материалов,
дидактические
игры,
силуэтное
моделирование,
физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. В работе используются
различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий
поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание
подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных
пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие
находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует
активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья»
(взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора
дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

2.3.2 Формы работы с детьми раннего возраста
Согласно ФОП ДО педагог может использовать различные формы реализации
рабочей программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными
особенностями детей. В раннем возрасте это:
- предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьёт из
кружки и другое);
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие);
- ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со
сверстниками под руководством взрослого;
- двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения,
простые подвижные игры);
- игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с
дидактическими игрушками);
- речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная
речь);
- изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого
и крупного строительного материала;
- самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки,
подметает веником, поливает цветы из лейки и другое);

- музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
Анисимова Н.Н Приобщение детей раннего возраста к народной культуре.
Гилева И.В. Народная игрушка как средство разностороннего развития детей.
2.3.3.Средства реализации рабочей программы
Средства, используемые для развития разных видов деятельности детей:
- двигательной: оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятий с мячом и другое;
- предметной: образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое;
- игровой: игры, игрушки, игровое оборудование и другое;
- коммуникативной: дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы
и другое;
- познавательно-исследовательской и экспериментирования: натуральные
предметы и оборудование для исследования и образно-символический материал, в
том числе макеты, плакаты, модели, схемы и другое;
- чтения художественной литературы: книги для детского чтения, в том числе
аудиокниги, иллюстративный материал;
- трудовой: оборудование и инвентарь для всех видов труда;
- продуктивной: оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и
конструирования;
- музыкальной: детские музыкальные инструменты, дидактический материал и
другое.
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
Образовательная деятельность в группе включает:
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности;
 образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
процессов;
 самостоятельную деятельность детей;
 взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы
образования.
Образовательная деятельность организуется, как совместная деятельность
педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от
решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных
потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной
деятельности:

1) совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком,
он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
2) совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог равноправные партнёры;
3) совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на
правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до
завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его
заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но
выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым,
актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без
всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетноролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и
другое), самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей,
самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты,
эксперименты и другое).
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов;
 обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в
ДОУ;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления
здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей

младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных
задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы
Для успешной реализации рабочей программы в группе обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,
в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе
ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со
взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его
индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого
ребёнка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности
детей по выбору и интересам. Возможность играть, конструировать и пр. в
соответствии с собственными интересами является важнейшим источником
эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, протекает в утренний
отрезок времени и во второй половине дня.
В развитии детской инициативы и самостоятельности соблюдаются следующие
требования:
- развитие активного интереса детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний и умений;
- создание разнообразных условий и ситуаций, побуждающих детей к активному
применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
постоянное расширение области задач, которые дети решают самостоятельно,
поощрение детской инициативы;
- тренировка воли детей, поддерживание желания преодолевать трудности,
доводить начатое дело до конца;
- ориентирование воспитанников на получение хорошего результата,
необходимость своевременного особого внимания на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не
завершать работу;
- «дозирование» помощи детям;

- поддерживание у детей чувства гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчёркивание роста возможностей и достижений
каждого ребёнка, побуждение к проявлению инициативы и творчества.
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение
понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с
ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения).
3.2. Режим дня и сетка занятий
Режим дня для группы раннего возраста (зимний период)
Режимные моменты

время

Приём детей, беседы, утренний круг

7.30-8.15

Утренняя гимнастика

8.15-8.20

Подготовка к завтраку, гигиенические
процедуры,

8.20-8.45

завтрак
Самостоятельность детей, игры

8.45-9.00

ЗАНЯТИЕ №1

9.00-9.10

Игра (динамическая пауза), детские
активности
9.10-9.25
ЗАНЯТИЕ №2

9.25-9.35

Второй завтрак

9.35- 9.45

Подготовка к прогулке
Прогулка (образовательная деятельность,
игры, наблюдение, самостоятельная
деятельность детей на прогулке)
Возвращение с прогулки, самостоятельность
деятельность детей.

9.45-11.00

11:00-11.15

11:15-11:45
Подготовка к обеду.

Обед

Подготовка ко сну, чтение перед сном

11.45-12:00

СОН.

12:00-15:00

Постепенный подъем, профилактические
физкультурно-оздоровительные процедуры,
закаливание.

15.00-15.20

Подготовка к полднику.
Полдник.
Игры, кружки, занятия

15.20-15.40

15.40-16.00

Подготовка к прогулке.
Прогулка

16.00-17:00

Самостоятельная деятельность детей.
Возвращение с прогулки, чтение
художественной литературы, игры,
самостоятельная деятельность

17:00-18.00

Уход детей домой

18.00

Режим дня для группы раннего возраста (летний период)
Режимные моменты

время

Приём, осмотр, игры, утренняя гимнастика
на участке детского сада

7.30-8.00

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.00-8.30

Игры, подготовка к прогулке, к
образовательной деятельности и выход на
прогулку
Игры, наблюдения, воздушные, солнечные
процедуры, образовательная деятельность
(на участке)
Возращение с прогулки, игры, водные
процедуры
Подготовка к обеду.
Обед

8.30-9.00

9.00-11.10
11.10-11.30
11.30-12.00

Подготовка ко сну.
Дневной сон.

12.00-15.00

Подъём детей, игровой массаж, игры

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.45

Игры, подготовка к прогулке, выход на
прогулку

15.45-16.30

Прогулка

16.30-18.00

Уход детей домой

18.00

Сетка основных видов организации образовательной деятельности для группы
раннего возраста на 2023-2024 учебный год
Дни недели

Время

Игра – занятие

Понедельник

9.00 – 9.10

Ребенок и окружающий мир

9:25

Музыка

2-пол.дня
9:00

Вечер развлеч.
Физкультура в помещении

9.25

Развитие речи, художественная
литература

2- пол.дня
9.00

Работа с книгой
Развитие речи, художественная
литература
Музыка

Вторник

Среда

9.25
Четверг

2-пол.дня
9:00

Сюжетно-ролевая игра
Физкультура в помещении

9.25

Рисование

2-пол.дня

Изобразительная деятельность

Пятница

9:00

Лепка/конструирование

9.30

Физкультура на прогулке

2-пол.дня

Хоз-бытовой труд

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить
каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует
формированию умения занимать себя.
Вариативная часть Программы ориентирована на учет особенностей социального окружения и
традиций ДОУ.
Мероприятия детского сада на 2023 - 2024 учебный год
1
2
3
4
5
6
7
8
11
12
13
14
15

День знаний.
День солидарности в борьбе с терроризмом
Праздник «Здравствуй, Осень»
Досуг «Котята-шалунишки»
Детско-родительский квест, посвященный Дню матери в России
Новогодние праздники
Праздник «Здравствуй, праздник Новый год!»
Рождественское развлечение
Праздник «День защитника Отечества»
Смотр конкурс «Зеленый огонек» (ПДД)
Масленица
Праздник «Праздник мам»
Изготовление открыток «Любимой маме»

01.09.2023г.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Март
Март

Акции, проводимые в МДОУ детский сад «Росинка» в 2023 - 2024 учебном году.
2 неделя октября: Акция «Давайте славить осень».
1 неделя ноября: Акция «Подари книгу детскому саду»
1 неделя января: акция «Покорми птиц Зимой».
4 неделя февраля: «Мой любимый дедушка»
1 неделя марта: акция «Моя любимая бабушка»
3 неделя мая: акция «Солнце семейных традиций»

3.4. Примерное распределение тем в течение года в смешанной ранней
группе (1-3 года)
Сентябрь:
1. Тематическая неделя «Давайте познакомимся»
2. Тематическая неделя «Вот и я»
3. Тематическая неделя «Наша группа»
4. Тематическая неделя «Наши любимые игрушки»

Октябрь:
1. Тематическая неделя «Осенние деньки»
2. Тематическая неделя «Овощи на грядке»
3. Тематическая неделя «Фруктовая корзинка»
4. Тематическая неделя «Дары леса»
Ноябрь:
1. Тематическая неделя «У бабушки в деревне»
2. Тематическая неделя «Животные рядом с нами»
3. Тематическая неделя «Кто с нами рядом живёт»
4. Тематическая неделя «В гостях у Петушка»
Декабрь:
1. Тематическая неделя «Путешествие в лес»
2. Тематическая неделя «В гости к лесным жителям»
3. Тематическая неделя «Мишуткины друзья»
4. Тематическая неделя «Праздник ёлочки»
Январь:
1. Тематическая неделя «Зимние деньки»
2. Тематическая неделя «Зимние игры»
3. Тематическая неделя «Природа зимой»
4. Тематическая неделя «Учимся дружить»
Февраль:
1. Тематическая неделя «Наш друг Грузовичок»
2. Тематическая неделя «Обувь и одежда»
3. Тематическая неделя «Дружная семья»
4. Тематическая неделя «В гости к Федоре»
Март:
1. Тематическая неделя «Маму поздравляем»
2. Тематическая неделя «У матрёшек в гостях»
3. Тематическая неделя «Природа весной»
4. Тематическая неделя «Птицы прилетели»
Апрель:
1. Тематическая неделя «Весенние деньки»
2. Тематическая неделя «Явления природы»
3. Тематическая неделя «Ладушки-ладушки»
4. Тематическая неделя «Добрая неделя»
Май:
1. Тематическая неделя «Каша вкусная дымится»

2. Тематическая неделя «Кто что ест»
3. Тематическая неделя «Весёлые игрушки»
4. Тематическая неделя «Разноцветная неделя»

Июнь:
1. Тематическая неделя «В гостях у Солнышка»
2. Тематическая неделя «Сказочная неделя»
3. Тематическая неделя «Бабочка-красавица»
4. Тематическая неделя «Вот какие наши игрушки»
Июль:
1. Тематическая неделя «Летние деньки»
2. Тематическая неделя «Игры с песком и водой»
3. Тематическая неделя «Почемучка»
4. Тематическая неделя «Наши куклы»
Август:
1. Тематическая неделя «Учимся играть»
2. Тематическая неделя «Мы умеем дружить»
3. Тематическая неделя «Ходим в детский сад»
4. Тематическая неделя «Мы стали старше»
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды группы
Одним из условий обеспечения воспитательно-образовательного процесса является
создание развивающей среды.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
содержательно-насыщенна,
трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды
Критерии

Характеристика

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей
и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено
средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами.
В том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарем. Оснащение образовательного пространства
обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами
(в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей
Трансформируемо Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной
сть
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
ь

Насыщенность

Полифункциональность

Вариативность

Доступность

Безопасность

Полифункциональность материалов предполагает:
в возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм
и т.д.;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в
детской игре)
вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудование

Бебезопасность соответствуют
- ттребованиям по обеспечению надежности и безопасность их
использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила
безопасного пользования Интернетом.

Игровое помещение разграничено по принципу зонирования территории на
развивающие зоны (уголки)., оснащённых развивающим материалом (книги, игрушки,
материалы для творчества, развивающее оборудование и т.д.). Согласно тематике уголка и
возрасту воспитанников данной группы. Подобная организация пространства позволяет
малышам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт
возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных
особенностей детей. Все предметы, находящиеся в развивающих зонах доступны детям и

периодически изменяются, обновляются в соответствии с тематическим планированием
образовательного процесса

3.6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в
смешанной ранней группе
Материально - техническое обеспечение Рабочей программы
Мебель и оборудование групповой комнаты соответствуют росту и возрасту детей
безопасны, исправны, эстетичны.
 шкаф для книг и настольно-печатных игр -1
 дидактический стол -1
 стулья детские -27
 столик маленький - 1
 стол детский -7
 Шкафы - 27
 Стол тумбовый -1
 Тумба для уголка природы – 1
 Центр воды и песка -1
 Уголок уеденения – 1
 Мягкий стол для развития мелкой моторики -1
 Игровой модуль -1
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
 телевизор
 ДВД проигрыватель
 Доска Воскабовича
Зона
двигательной
активности







«дорожка здоровья» 1
мячи разных размеров -27
флажки разноцветные-15
погремушки - 20
скакалка -5

Центр самостоятельной игровой строительный материал разного размера основных цветов
деятельности
для сооружения построек:
мальчиков
-напольный
-настольный
- игрушки для обыгрывания построек
-набор строительных инструментов -1
Центр самостоятельной  набор столовой посуды-1
деятельности девочек
 чайной посуды-1
 мебель (кровать -1, диван -1, плита-1, шкаф для посуды-1, стулья-2)
 постельная принадлежность -4
 образные игрушки
 куклы разных размеров -13
 набор овощи, фрукты
 набор продуктов
 набор «Доктор Айболит» (кушетка-1, шкаф для мед.инструментов 1, ростомер-1)

Центр
развивающих игр

Центр
уголок»
Центр
природы»

«Книжный

 вкладыши разной формы -1
 игрушки-шнуровки разного вида -4
 конструкторы
 кубы с геометрическими фигурами –5
 пирамидки- 4
 книги по программе

«Уголок  лейки – 3
 песок в контейнере
 камешки разной формы
Центр по ИЗО
 полочка красоты с ложками и плошками хохломской росписи
 мелки -1
 цветные карандаши – основные цвета
 гуашь- 1 (6 цветов)
 пластилин- 2 (6 цветов)
 доски для лепки - 3
театральный
центр
Музыкально
театральный
центр












театры (пальчиковый, кукольный, настольный)
сарафаны -2
маски по сказкам
ширма
бубен -3
ручные барабаны -2
дудочки -4
колокольчики-7
музыкальный мяч-2

Перечень оборудования постоянно пополняется и обновляется.

3.7. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности в смешанной ранней группе
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой с детском саду»
И.А. Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических
представлений»
В.В Гербова «Развитие речи в деском саду»
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»
Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»
С.Ю. Мещерякова, Л.Н Галигузова «Физическое развитие детей»
Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова «Социально-коммуникативное развитие детей»
С.Ю. Мещерякова, Л.Н Галигузова «Речевое развитие детей»
Л.Н Галигузова «Развитие игровой деятельности»
Р.А. Жукова «Развитие речи»

Список методической литературы
1. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ
2016 г.
2. И.А. Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических
представлений» Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2016 г.
3. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой с детском саду» Издательство
МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2016 г.
4. В.В Гербова «Развитие речи в деском саду» Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2016 г.
5. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» Издательство МОЗАИКА –
СИНТЕЗ 2016 г.
6. С.Ю. Мещерякова, Л.Н Галигузова «Физическое развитие детей» ООО «Русское слово –
учебник» 2019, 2020 г.
7. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова «Социально-коммуникативное развитие детей» ООО
«Русское слово – учебник» 2019, 2020 г.
8. С.Ю. Мещерякова, Л.Н Галигузова «Речевое развитие детей» ООО «Русское слово –
учебник» 2019, 2020 г.
9. Л.Н Галигузова «Развитие игровой деятельности» ООО «Русское слово – учебник» 2019,
2020 г.
10. Р.А. Жукова «Развитие речи» Разработка занятий I-II часть. Волгоград: ИТД «Корифей».
– 112с. 2006 г.
11. Е.И Подольская «Игровые комплексы, занятия, физические упражнения». Волгоград.
Издательство «Учитель» 2012 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».