СОДЕРЖАНИЕ
1 Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения программы
2 Содержательный раздел
2.1. Проектирование образовательного процесса
2.2. Содержание работы по хореографии
2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы
3 Организационный раздел
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды
1 Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
. В основу программы дополнительного образования по хореографии положена и
разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей
программа «Ритмическая мозаика», разработанная А.И. Бурениной, рекомендованная
Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания,
обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Направленность программы – оздоровительно-развивающая
Если образовательное учреждение может предоставить своим воспитанникам
возможность приобщения к прекрасному миру танца, то детство, обогащённое
соприкосновением с этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и
развиваться не только физически, но и духовно.
Обучение детей по данной рабочей программе, предполагающей изучение основ
танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные
танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению
уровня общего образования и культуры детей.
Актуальность программы:
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями
для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного
духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических
впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия
общества.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма,
умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно
развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения,
прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на
здоровье детей.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью,
возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая
возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в
игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В
музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в
движении разнообразные чувства.
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех
необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при
условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению
требований Программы.
Цель программы: целостное развитие ребёнка, формирование средствами музыки
и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Приоритетные задачи реализации программы:
—воспитание интереса к музыке;
— развитие гибкости, пластичности, мягкости движений;
— воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству;
— умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной
формой, и музыкальными фразами;
— координация и укрепление опорно-двигательного аппарата;
— приобщение к совместному движению с педагогом;
— воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем
создания положительного эмоционального настроя;
— психологическое раскрепощение ребенка;
— воспитание умения работать в паре, коллективе;
— понимать и исполнять ритмические движения, названия которых
даются педагогом на французском языке.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками
возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Принципы:
• индивидуализации (определение посильных заданий с учётом
возможностей ребёнка);
• систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
• наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
• повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
• сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста
является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том,
чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим
компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какоелибо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и
осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с
животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагогрежиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария
головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя
высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,
объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкальноритмического движения.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при
реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь,
развивающую направленность программы.
Данная комплексность основывается на следующих принципах:
— развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной
активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих
основу детских танцев);
— формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие
координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных
движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в
простейших комбинациях танцевальных движений;
— формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе,
навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
— формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения
при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Возраст детей:
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с
усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Один и тот
же учебный материал для различного возраста обучаемых и на разных годах обучения
может использоваться для детей 4-7 лет.
Сроки реализации программы:
Программа предназначена для обучения детей 4 – 7 лет и рассчитана на один учебный год.
Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки
классического, русского и бального танцев. Долгосрочность освоения программы
определяется:
— постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для
освоения и в связи с этим постепенное усложнение образовательной программы;
— процессами психического развития ребенка;
— большим объемом материала;
—групповым характером освоения программы и предъявления образовательного
результата.
Занятия проводятся: два раза в неделю. Длительность занятий
группы составляет не более – 30 минут.
Программа по хореографии разработана на основе авторской программы по
хореографии «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина.
Программа предусмотрена для детей от 4 до 7 лет основной группы здоровья.
Программа адаптирована к условиям дошкольной организации.
Цель: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе
музыкально-ритмической деятельности в условиях сюжетно-игровых занятий.
Задачи:
• формирование и развитие музыкально-ритмических способностей и творческого
потенциала детей дошкольного возраста;
• укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической
безопасности, эмоционального благополучия;
• развитие физических, интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических
качеств детей; создание благоприятных условий для их гармоничного развития в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого
ребенка.)
А также программа строится с учетом следующих парциальных программ:
Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. «Са-Фи-Дансе Танцевально- игровая гимнастика для
детей».
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение
функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком
базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. Программа рассчитана на один
год обучения, реализуется в форме кружковой работы, кружок по ритмике охватывает
детей (4-7 лет) средней, старшей и подготовительной группы. Содержание программы
взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в
дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, основными
являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и
креативная гимнастика.
Цель:
Воспитание в детях работоспособности, физической подготовленности и всесторонней
развитости средствами танцевально- игровой гимнастики.
Задачи:
• укрепление здоровья, формирование правильной осанки, содействие
профилактики плоскостопия, развитие и функциональное совершенствование органов
дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма;
• формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и
изящества танцевальных движений и танцев;
• содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания,
умения согласовывать движения с музыкой.
Т. К Барышникова «Азбука хореографии».
В книге содержатся упражнения партерного, классического и народно- характерного
экзерсисов, а также упражнения, помогающие исправить дефекты фигуры
Н.В. Зарецкая, З.Я. Роот «Танцы в детском саду».
Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение двух
направлений танцевального искусства: современного и национального, который, в свою
очередь, воспитывает в учащихся уважение национальным традициям. Программа
предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных
элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к
танцевально-музыкальной импровизации.
Цель: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства- от историко-бытового
до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Задачи:
• использовать специфические средства искусства танца для гармонизации
развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей:
углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных
возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
• использовать этические особенности танца для воспитания нравственности,
дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить
танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и
общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
• обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1 Укрепление здоровья детей и их физическое развитие:
• Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
• ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,
топающим шагом, "с каблучка";
• вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена
(высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
• бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
• прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с
продвижением вперед;
• различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и
др.
Общеразвивающие упражнения:
• на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на
плавность движений, махи, пружинность);
• упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений,
координации рук и ног.
Имитационные движения:
• различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ,
настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или
легкости, разной среды — "в воде", "в воздухе"
и т.д.).
Плясовые движения:
• элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации,
танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических
танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног,
• сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный
шаг, шаг с притопом и др.
2 Социально-коммуникативное развитие личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ,
настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
• формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если
кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во
время движения);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить
ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
3 Художественно-эстетическое развитие:
• воспитание интереса и любви к. музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и
кто их написал;
• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями; развитие умения выражать в движении характер
музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в
звучании;
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности:
темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и
уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний,
низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3- частную
форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации,
рондо;
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька,
старинный и современный танец);песня (песня-марш, песня-танец и др.),марш, разный по
характеру, и выражать это в соответствующих движениях;
• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую
музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для
выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать
оценку другим детям.
4 Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять
движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального
произведения — по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки,
разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть,
страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и
свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать
настоящей балериной» и.т.д.
5 Развитие умений ориентироваться в пространстве:
другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно•
выполнять
перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и
др.).
Целевые ориентиры и показатели эффективности освоения
программы
Дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии. Желают двигаться,
танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ.
Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в
различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший
ритмический рисунок; ставить ногу на носок и на пятку. Умеют выполнять танцевальные
движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах. Знают
основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные
задания творческие игры, специальные задания, используют разнообразные движения в
импровизации под музыку. Дети выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под
музыку. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной
выразительности. Владеют навыками по различным видам передвижений по
залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных
упражнениях. Выполняют танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног
вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение;
приседание с выставлением ноги вперёд; шаг на всей ступне на месте, с продвижением
вперёд. Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года
обучения. Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с
приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и
ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).
Занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении
музыкально – подвижных игр. Выразительно исполняют движения под музыку, могут
передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми.
Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
Тематическое планирование содержания работы по музыкально-ритмическому
воспитанию для детей 4-5 лет (первый год обучения)
Дата
Тема
Цели и задачи
проведе
ния
Октябрь
(1
неделя)
Октябрь
(2
неделя)
Неделя
радостных
встреч
Неделя
осенних
прогулок
Музыкальноритмический репертуар
Часы
Социализация
детей,
развитие
нравственно
коммуникативных навыков.
Развитие
музыкальной
памяти,
обогащение
музыкально-слуховых
представлений Активизация
связи между музыкой и
движением,
бережное
отношение к музыке, во
время ее звучания нельзя
шуметь, говорить, смеяться,
без музыки не разрешается
двигаться.
«Ритмическая
мозайка» 2
Буренина А.И. «Потанцуй со
мной дружок» И. Каплунова
Развитие
музыкального
восприятия: умения отражать
в
движениях
характер
музыки:
«Спокойный»,
«Осенний».
Развитие
сенсорных
способностей:
различение контрастов в
динамике (тихо-громко), в
темпе (быстро – медленно) и
умение согласовывать темп
движения с темпом музыки.
«Хоровод
с осенними 2
листиками»,
муз.-ритм.
упражнение
«Веселые
путешественники»,
игра
«Эхо» с хлопками
Коммуникативные игры –
танцы «Найди себе пару»,
игры с именами. Разучивание
парной пляски по показу
Октябрь
(3
неделя)
Неделя
танцев с
осенними
листьями
Развитие
слухового
внимания и тембрового
слуха. Различение на слух
различных
тембров(металлический
звук,
деревянный,
бумажный,
струнный).
Закрепление
умения
двигаться с метрической
пульсацией.
Формирование движений:
хороводный шаг,
Разучивание
хороводов 2
осенней тематики. Пляска с
листиками,
осенними
веточками под двухчастную
музыку с контрастными
частями
топающий
шаг,
поочередное выставление
ног на пятку.
Октябрь
(4
неделя)
Ноябрь
(1
неделя)
Ноябрь
(2
неделя)
Неделя
красивых
листьев
Развитие умения менять
темп
движения
в
соответствии с музыкой.
Ходьба
в
свободных
направлениях по залу .
Закрепление двигательных
навыков
(хороводный,
топающий шаг, легкий
бег).
Танец
с
осенними 2
листочками(Г.
Вихарева),игра «Листики и
дворник»,
Музыкальнопластичные
этюды
на
развитие
танцевального
творчества.
Неделя
дождиков и
танцующихх
зонтиков
Развитие
образного
восприятия
музыки,
умения
передавать
в
движениях
контрастный
игровой образ (Солнышко
и дождик, Зайчик, лисичка)
Пляска- игра с зонтиками
Неделя
осенних
подарков
Освоение танцевального
шага, шаг с носка на пятку,
шаги на полупальцах.
Выработка
осанки.
Игровое творчество.
2
(музыка по ваыбору)
Инсценирование
сказки
Сутеева «Под грибком»,
«Прятки» и «Догонялки» с
персонажами сказки
Хоровод
«Вот
какой 2
огород», игра- догонялка
«Листики»,
хоровод
с
осенними
листиками,
танцевальные
«Подарки
Формировать
умение импровизации
передавать
ритмический Осени».
рисунок
хлопками
и
притопами.
Совершенствовать умение
перестраиваться с одной
фигуры
в
другую.
Слышать
начало
и
окончание
фраз
.ориентироваться
в
пространстве
зала.
Развивать
слуховое
и
зрительное
внимание,
память, быстроту реакции,
двигаться в темпе и
характере музыки.
Ноябрь
(3
неделя
Ноябрь
(4
неделя
Декабрь
(1
неделя)
Неделя
осенней
грусти
Воспитание музыкальной
отзывчивости на музыку:
умение
выражать
в
движениях
спокойный,
неторопливый образ осени.
Развитие
слухового
внимания, умение менять
движения в соответствии с
контрастными
частями
музыки.
Повторение
танца
с 2
зонтиками,
упражнение
«Прыжки через лужицу»,
упражнения в легком беге в
рассыпную по залу.
Праздник
Осени
Подведение
к
самостоятельному
исполнению
несложных
плясок
с
листиками,
грибочками, зонтиками.
«Танец
с
зонтиками», 2
«Танец с грибочками»,
«Хоровод
с
осенними
листьями»
Неделя
запасливых
зверушек
Подведение детей к
пластической
импровизации в движения
во время инсценирования
знакомых сказок под
музыку.
Круговая пляска под
русскую народную музыку.
Инсценирование
рус.нар.сказок «Репка».
Ж.Е. Фирилева,
2
«Осенний хоровод».
Разучивание элементов
народного танца- хлопки,
шаг с переступлением.
Декабрь
(2
неделя)
Неделя
первого
снега
Развитие выразительности
движения ,мимики.
Усложнение техники
танца. Работа над
композицией. «Снежинки»
(повороты
вокруг себя, приседания,
Разучивание
парных 2
круговых
плясок.
Инсценирование игровых
песен
«Санки»
А.
Филиппеко, «Зима» М.
Красева
полуприседания)
- приобретать новые и
закрепить старые
музыкально-ритмические
навыки.
Декабрь
(3
неделя)
Декабрь
(4
неделя)
Неделя
счастливых
снеговиков
Закрепление
элементов
русского
танца
–
положение корпуса рук,
ног, головы; притопы.
Танец «Снеговики» муз. К.
Вебера, Танец «Снежинок»
Путешествие
в зимний лес
Развитие
музыкального
восприятия:
муз.
построения
игрового
образа. Импровизация под
музыкальные
пьесы
игрового характера
Пластические этюды на 2
музыку
Ю.
Забутова
«Ворона
сердится»,
«Храбрый
заяц».
Повторение
танца
«Снежинок»
2
«Ворона
сердится»,
«Трусливый заяц».
Январь
(1
неделя»
Январь
(2
неделя)
Неделя
зимних
звуков
Развитие эмоциональной Музыкальные
игры
и 2
сферы: умение выражать в этюды по выбору, танец
движениях
различные «Медвежат», «Снежинок».
игровые
образы.
Закрепление
навыков
ориентировки
в
пространствеходьба
хороводным шагом по
кругу,
сужение
и
расширение
круга,
выполнение
несложных
плясовых движений
Прощай,
Ёлочка
Побуждение к исполнению
знакомых плясок, игр,
хороводов.
Развитие
танцевального творчества:
импровизация
плясовых
движений,
самостоятельное
исполнение
танцев
и
хороводов по желанию
детей.
Повторение
знакомых 2
плясок, игр, упражнений,
хороводов.
«Пляска
зайчиков с морковками»,
«Танец снежинок», «»Танец
конфеток», «Снеговиков»
Январь
(3
неделя
Январь
(4
неделя
Февраль
(1
неделя)
Неделя
снежных
дорожек
Развитие
навыков
ориентировки
в
пространстве,
умение
выполнять
простейшие
перестроения- по кругу,
парами лицом
друг к
другу. Закрепление раннее
полученных
навыков,
репетиция танцевальных
шагов.
Разучивание круговых и 2
парных
танцевальных
движений,
игры
«Догонялки», «Прятки с
платочками
Неделя
ледяных
фигур
Развитие
танцевальноигрового
творчества,
умения
самостоятельно
находить
движения
в
соответствии
с
музыкальным
образом.
Продолжение работы над
развитием
навыка
ориентировки
в
пространстве:
умение
выполнять
простейшие
перестроения - по кругу,
парами лицом руг к другу
и спиной, врассыпную
змейкой.
Упражнения
2
«Снеговики»(музыка
по
выбору).
Муз.-ритм.,
игровые
движения
на
основе
двухчастной
контрастной музыки: бег
или ходьба, с окончанием
музыки замереть в образе
ледяной фигуры. Парный
круговой танец, образноигровые
композиции
«Чебурашка», «Белочка».
Неделя
снежных
дорожек
Формировать умение
передавать ритмический
рисунок хлопками и
притопами.
Совершенствовать умение
перестраиваться с одной
фигуры
в
другую.
Слышать
начало
и
окончание
фраз
.ориентироваться
в
пространстве
зала.
Развивать
слуховое
и
зрительное
внимание,
память, быстроту реакции,
двигаться в темпе и
характере музыки.
Февраль
Неделя
домашних
Упражнения на
перестроение под
спокойную и подвижную
музыку(по выбору)
2
Разучивание круговых и
парных танцевальных
движений,
Развитие эмоциональной Муз.-ритм. композиция по 2
сферы детей, создание показу
педагога
(2
неделя)
животных
радостной
атмосферы «Разноцветная
игра»,
(психологического
«Птички и ворона», «Кошка
комфорта) средствами муз. с котятами»
игр, веселы плясок.
Февраль
Льдинки и
сосульки
Развитие
ритмического
слуха:
воспроизведение
ритмической
пульсации,
выделение сильной доли в
ритмических
играх,
плясках, хороводах.
Блинная
неделя
Специфика танцевального
шага, бега. Упражнение
для рук (открываются из 1
поз. и закрываются на
поясе
во
2
поз.).
Постановка танцевального
номера
Разучивание
танца
цветами П. Чайковского
Закреплять
умение
воспроизводить
в
движении
ритмическую
пульсацию,
несложный
ритмический рисунок.
Танец
«Солнечные 2
лучики»,
весенние
хороводы,
музыкальноподвижные игры по выбору
детей
(3
неделя)
Февраль
(4
неделя)
Март
(1
неделя)
Ожидание
весны
Музык.-коммуникативные
2
игры
с
предметами
(палочки,
бубны,
колокольчики) на основе
народных
плясовых
мелодий.
Разучивание
танца
с
цветами
П.
Специфика танцевального Чайковского
шага, бега. Упражнение
для рук (открываются из 1
поз. и закрываются на
поясе
во
2
поз.).
Постановка танцевального
номера.
с 2
Музык.-коммуникативные
игры
с
предметами
(блинчики, снежки)
Разучивание
новых
танцевальных элементов,
закрепление
раннее
изученных танцевальных
позиций.
Март
(2
неделя)
Музыкальны
е подарки
для бабушки
и мамы
Развитие
умений
выполнять
плясовые
движения по показу и
самостоятельно.
Постановочная
работа.
Развитие
выносливости
при исполнении движений
Пляска «Кнопочки», «Две 2
капельки» Е. Зарицкой,
упражнение с цветами
«Вальс» Кишко, парные
пляски .
в быстром темпе.
Март
(3
неделя)
Март
(4
неделя)
Апрель
(1
неделя)
Апрель
(2
неделя)
Апрель
(3
неделя)
Неделя
маминых
улыбок
Репетиционная работа –
отработка
движений
танцевальных постановок.
Индивидуальный
и
групповой
просмотр
отдельных танцевальных
элементов.
Пляска «Кнопочки», «Две 2
капельки» Е. Зарицкой,
упражнение с цветами
«Вальс» Кишко, парные
пляски .
Встречаем
птиц
Закрепление
навыков
легкого бега, прыжков на
двух
ногах,
мягкой
пружинки.
Упражнение «Воробушки»
муз. Т. Вилькорейской.
Повторение хороводов
2
Неделя
капели и
ручейков
Совершенствование
Упражнение «Ручейки» К.
навыка
легкого
бега, Вебера, повторение парных
умений
начинать
и плясок по желанию детей.
заканчивать
движение
вместе
с
музыкой.
Выполнять перестроения в
соответствии с частями
музыки.
Работа над
танцевальной композицией
«Аннушка».
Отработка
движения танцующих по
кругу, против хода часовой
стрелки.
2
Неделя
весеннего
ветерка
Совершенствование
Упражнение «Ручейки» К. 2
навыка
легкого
бега, Вебера
«Русский
умений
начинать
и хороводный танец».
заканчивать
движение
вместе
с
музыкой.
Выполнять перестроения в
соответствии с частями
музыки.
Работа над
танцевальной композицией
«Аннушка». работа над
основными
фигурами
танца: переходы, воротца,
качели.
Наши
любимые
игрушки
Работа над элементами Пляска
«Куклы
джаз-танцаМаховые Мишки»,«Чарли».
упражнения рук, плеч,
упражнения
для
и 2
координации. Упражнение
выполняется с палкой.
Апрель
(4
неделя)
Май
(1
неделя)
Любимые
песенки
Разучивание танцевальной
композицией
«Лето».
Четкое
и
точное
исполнение танцевальных
элементов, уметь слушать
музыку,
начинать
и
заканчивать танец точно по
времени.
Совершенствовать умение 2
выполнять
несложные
плясовые
по
показу
взрослого при обыгрывании
детских песен
Праздник
первых
цветов
Работа над танцевальными
композициями
из
проученных упражнений.
Игровое творчество.
Танец
с
цветами, 2
«Волшебный цветок» муз.
Ю. Чичкова, повторение
знакомых плясок.
Формировать
умение
передавать
ритмический
рисунок
хлопками
и
притопами.
Совершенствовать умение
перестраиваться с одной
фигуры
в
другую.
Развивать
слуховое
и
зрительное
внимание,
память, быстроту реакции,
двигаться в темпе и
характере музыки.
Май
(2
неделя)
Май
(3
неделя)
Праздник
весенних
лучиков
Закрепление
навыка
легкого бега, топающего
шага, прыжков на двух
ногах, закрепление навыка
перестроений
в
пространстве, движения по
кругу,
врассыпную,
«Змейкой» за ведущим.
Упражнения с цветами и 2
зелеными
веточками,
образноигровые
композиции:
«Кот
Леопольд»,
«Поросята».»Птички
и
ворона».
Встречаем
дорогих
гостей
Развитие
умений
выполнять движения в
паре с ребенком старшего
возраста
(формирование
коммуникативных
навыков).
Выполнение
движений
по
показу,
импровизация движений в
соответствии с характером
Пляски – игры «Найди себе 2
пару»,
«Разноцветная
игра».
Парная пляска
фигуры.
на
2-3
музыки
Май
(4
неделя)
Праздник
одуванчиков
Отработка движений в
паре. Побуждение детей к
активной
творческой
деятельности,
к
эмоциональному
исполнению фигур под
счет.
Упражнение с цветами и
зелеными веточками
(музыка по выбору),
«Песенка о лете» муз. Е.
Крылатова
ИТОГО
2.2. Содержание работы по хореографии
.
Учебный план первого года обучения.
Виды деятельности
введение в мир эстрадного искусства:
- занятие-знакомство
- занятие-творчество
азбука музыкально-ритмических движений
Танцевальная разминка
Элементы современного, бального, эстрадного танца
система корригирующих движений
творческая импровизация и танцевальные игры
постановочная и репетиционная работа
Всего:
2
64
Кол-во часов
4
16
7
11
2
4
20
64
Виды деятельности первого года обучения.
Введение в мир эстрадного искусства:
Различать основные направления хореографического искусства.
Азбука музыкально – ритмических движений. Мелодия и движение.
Темп. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая – грустная.
Соотношение пространственных перестроений с музыкальным материалом. Выделение
сильной доли. Определение характера музыки словами и передача характера в движении.
Музыкальные размеры 4/4, 2/2. Правила и логика перестроений, логика поворотов.
Соотношение сильной и слабой доли, с правой и левой ногой. Методика исполнения
основных танцевальных элементов.
Практика: Практические занятия заключаются в музыкально- пространственных
упражнениях. Танцевальные шаги со сменой музыкального темпа. Умение различать и
двигаться под музыку в музыкальном темпе. Ходьба, марш в темпе и ритме музыке, шаг
на месте вокруг себя. Умение начинать движение с началом и окончанием музыки.
Фигурная маршировка с перестроениями из одного в два и обратно; из колонки в линию.
Правая нога – сильная доля, левая нога – слабая доля. Выразительное исполнение
основных танцевальных элементов. Начало и окончание движений вместе с музыкой,
различие музыкальных частей. Соотношения пространственных перестроений с музыкой.
Музыкальность и грамотность исполнения. Упражнения исполняются детьми
индивидуально. Пространственные музыкальные упражнения. Ритмические упражнения с
музыкальным заданием. Контрольный показ. Музыкальные игры. Дидактическая игра.
Танцевальная разминка. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка
Ознакомление с искусством хореографии Специфика танцевального шага, бега Позиции
положения рук и ног Понятие твердо - мягко Мышечная и эмоциональная память Понятие
«мышечного напряжения» Сила движения, точность направления Знание правил
исполнения каждого отдельного движения и упражнения. Красиво, грамотно «строить»
свое тело Практика: комплекс упражнений лежа на полу Выработка осанки, опоры
Постановка рук в позиции. Умение напрягать и расслаблять мышцы. Упражнения для
укрепления всех групп мышц. Позиции ног. Подъем на полупальцы по 6 и 1 позициям.
Выполнение упражнений в комбинациях. Позиции ног: 6, 3, 1 Танцевальный шаг, бег.
Маленькие прыжки. Выполнение упражнений с чередованием комбинаций.
Элементы современного, бального, эстрадного танца. Понятие современного бального,
эстрадного танца. Отличительные черты характера исполнения в различных танцевальных
жанрах. Виды танцев. Тематика танцев. История возникновения данных танцевальных
жанров. Понятие «Стиль». Многообразие жанров танцевального. Понятие «Стилизация».
Виды, направления, особенности современного танца. Эстрадная азбука.
Правила и техника исполнения движений эстрадного экзерсиса. Комплекс эстрадной
разминки. Проучивание и исполнение движений бального и современного танца.
Передача характера исполнения современного, эстрадного и бального танца. Стилизация
народных движений. Характер исполнения танцевальных движений. Повторение
хореографических номеров.
Постановочная и репетиционная работа. Знакомство с сюжетом танца,
Рассказ и показ танцевальных комбинаций.
Порядок танцевальных комбинаций, положения рук в паре. Техника выполнения, порядок
движений.
Порядок танцевальных комбинаций, четкое перестроение.
Правила перестроений, манера исполнения.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций; положение рук в паре, работа над
рисунком танца. Общение в паре, равнение в линию, в колонку, красиво перестраиваться.
Натяжение стопы, динамичное исполнение, осанка при выполнении танцевальных шагов.
Разучивание танцевальных комбинаций, построение рисунков танца.
Отрабатывание техники исполнения движений, танцевальных комбинаций.
Выразительность и грамотность исполнения. Проведение соревнования кто лучше
выполнит зачет по комбинациям. Показ танцевальных комбинаций индивидуально и в
паре. Открытое занятие, показ родителям. Постановка нового танца: Сыщики, Яблонька,
Светит солнышко, Весёлые горошины, Мухоморы.
Показ танцевального материала Открытое занятие, показ родителям. Показ танца на
утреннике.
Что должен знать и уметь ребенок к концу первого года обучения
Знать специальную терминологию.
Уметь согласовывать движения с музыкой. Применять навыки, которые способствуют
эмоциональному,
выразительному, непосредственному исполнению движений под музыку.
Развить специальные навыки (выворотность, гибкость, шаг, прыжок, координация
движений, устойчивость). Уметь передавать характер исполняемого движения. Знать
музыкальные размеры, правила и логику фигурных перестроений из одного рисунка в
другой. Использовать и совмещать теоретические знания с практической деятельностью.
Четко и выразительно исполнять движения. Закрепить полученные знания и умения по
основным учебным темам.
Методическое обеспечение
Буренина А.И.Ритмическая мозаика
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего
школьного возраста
Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей.
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и
школьных учреждений
Танцы в детском саду. Н.Зарецкая, З.Роот.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С.
Комаровой. - М, 2005
«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,:
Мозаика-Синтез, 2017