Содержание
1.
Паспорт рабочей Программы
2.
Целевой раздел программы
3.
1.
Актуальность программы
2.
Цель, задачи и принципы Программы
3.
Планируемые результаты освоения Программы
Организационный раздел Программы
3.1Объем занятий в неделю
3.2 Объем нагрузки занятия
3.3 Расписание занятий
4. Содержательный раздел Программы
4.1Содержание рабочей Программы
4.2 Методы и средства
4.3 Календарно – тематическое планирование
5. Приложение
5.1 Работа с родителями
5.2 Рекомендации по организации работы в технике
пластилинография
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
« Пластилиновая Ворона»
Год разработки
2025
Авторы
Матасова Светлана Анатольевна, Позднякова Елена Александровна
Цель
Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития
умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью,
вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие способности к восприятию
художественного произведения.
Задачи
Обучающие:
Знакомить с художественными средствами передачи настроения людей и
состояния природы.
Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной
деятельности детей.
Формировать умение самостоятельно определять замысел сохранять его на
протяжении всей работы.
Формировать умение создавать динамичные выразительные образы и
коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему.
Развивающие:
Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с
особенностями их формы, величины, протяженности.
Развивать координационные движения рук в соответствии с характером
создаваемого образа.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
Воспитательные:
Образовательные
области
Вид
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
социально-коммуникативное
Дополнительное образование
Модифицированная, составлена на основе методической литературы по изобразительной
деятельности для дошкольников
Срок реализации
8 месяцев
Возраст
4-7 лет
Количество
6-10 детей в группе
обучающихся
Форма организации
и
продолжительность
подгрупповая, продолжительность совместной деятельности зависит от возрастных
особенностей
итоговых
мероприятий
Форма организации
Открытие выставок, галерей творчества
итоговых
мероприятий
Методическое
обеспечение
Персональные выставки работ
Участие в районных, городских, окружных, Всероссийских конкурсах
художественной направленности
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007.
Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
2. Целевой раздел рограммы
2.1 АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие
интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с
развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в
формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался
ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко
обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно
еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений
руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет
два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает
материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей.
Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка,
делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память,
мышление. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети
учатся планировать свою работу и доводить её до конца. В процессе занятий пластилинографией у ребенка
развивается умелость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются, у детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или
щепотью. Таким образом, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения
практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и
активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит
развитие общих сенсорных качеств: цвет, форма, величина.
Рабочая программа МультСтудия «Пластилиновая Ворона» является инновационным образовательным
программным документом и направлена на реализацию выше изложенных положений.
В основе Программы - концептуальные идеи Л.В. Выготского, Г.В.Плеханова, теория деятельности П.Я Гальперина,
В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и теории художественного воспитания детей А.В. Бакушинского,
Н.А.Ветлугиной, И.А. Лыковой.
Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов детей, в художественноэстетическом развитии, для достижения полной гармонии с самим собой и окружающим миром, для возможности
реализации свободы выбора действий, приобщения детей к искусству.
Предоставление дополнительной платной образовательной услуги и реализация рабочей программы
осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними.
2.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель:
Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать
художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие
способности к восприятию художественного произведения.
Задачи представлены в п.1 Паспорта рабочей программы.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
2.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной
деятельности;
- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
- у ребенка развиты сенсорные эталоны;
- у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
- ребенок способен принимать задачу;
- ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
3. Организационный раздел программы
3.1 ОБЪЁМ ЗАНЯТИЙ (НЕДЕЛЯ/МЕСЯЦ)
Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.
Возраст
4-5 лет
Максимально допустимый объём занятий в неделю/месяц
20 минут
80 минут
25 минут
100 минут
30 минут
120 минут
средняя группа
5-6 лет
старшая группа
6-7 лет
Подготовительная
группа
3.2 ОБЪЕМ НАГРУЗКИ ЗАНЯТИЯ
№
Части занятия
1.
Мотивация детей
Цель
Постановка цели
индивидуально или
группе детей;
- Вовлечение в
совместную
деятельность;
2.
Пальчиковая
гимнастика
Формы работы
- сказочное
повествование,
- игровые ситуации,
- средняя группа – 4-5
минут;
- элементы пантомимы,
- игры-путешествия,
- Использование
наглядных,
информационных
средств.
- дидактические игры,
- Развитие интереса у
детей к предстоящей
деятельности и
сосредоточение
внимания на
предстоящей
деятельности.
- погружение ребенка в
ситуацию актера.
- Развитие мелкой
моторики.
- проведение
специальной
пальчиковой
гимнастики перед
- Разминка суставов
Продолжительность
- старшая
подготовительная
группа – 5-6 минут.
- погружение ребенка в
ситуацию слушателя,
Доминирует сказочноигровая форма
преподнесения
материала.
- средняя группа – 2
минут;
кисти.
- Подготовка руки
ребенка к движениям
необходимым в
художественном
творчестве.
3.
Художественноизобразительная
деятельность
-Использование
синтеза видов
искусств и
художественных
видов деятельности.
- Формирование у
детей умения
сравнивать,
сопоставлять
различное
эмоциональнообразное содержание
произведений
изобразительного
искусства,
настроение живой
природы.
началом творческого
процесса с
использованием
художественных
текстов
- задания, связанные с
использованием
выразительных
возможностей
материалов, техник
исполнения;
- литературные
произведения;
- музыкальное
сопровождение;
- пластические этюды,
импровизации;
- старшая подготовительная
группа – 2 минуты.
- средняя группа – 10
минут;
- старшая группа – 15
минут
-подготовительная
группа – 20 минут.
- нетрадиционные
техники рисования;
- дизайн-творчество
- Развитие умения
передавать эмоции,
чувства в
практической
деятельности.
4.
Выставкапрезентация
детских работ
- Решение творческих
задач.
- Позитивный анализ
результатов с
позиции
оригинальности,
выразительности,
глубины замысла.
- соединение
коллективных и
индивидуальных форм
работы;
- средняя группа – 3
минуты;
- выставки детского
изобразительного
творчества;
- старшая группа – 2
минуты.
- индивидуальные
вернисажи;
- совместное
обсуждение работ.
подготовительная
группа – 3 минуты.
3.2 РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет
времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки,
дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамах оказания
дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.
Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня. Занятия проводятся 2 раза в
неделю, среда и пятница, 15.30-16.00 в Студии изобразительного искусства.
4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
4.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
РАЗДЕЛЫ
1.
Вводная
педагогическая
диагностика
- Выявление уровня развития художественных способностей к
изобразительной деятельности.
Художественноизобразительная
деятельность
Активная работа с детьми на развитие представлений о
художественно-эстетическом образе, побуждение ребенка
творить прекрасное в своей повседневной жизни через
включение в процесс воспитания и обучения видов
изобразительного искусства, обеспечивающих творческую
самореализацию своего «Я» в различных видах продуктивной
деятельности.
2.
ЭТАПЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Выявление уровня владения пластическими и
аппликативными умениями, способность к интеграции
изобразительных техник.
Репродуктивный этап
Конструктивный этап
Активная работа по совместной деятельности детей друг с
другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию
пластилинографии, в умении предавать выразительный
образ.
К концу пятого года обучения дети самостоятельно
используют пластилинографию для формирования
выразительного образа в продуктивной деятельности.
3.
Выставкипрезентации
детских работ
Презентационный этап
4.
Итоговая
диагностика
Итоговый этап
5.
Вернисаж
Выставки детского творчества, индивидуальные вернисажи,
совместное обсуждение работ является хорошим стимулом
для дальнейшей деятельности.
Успешность выполнения воспитанниками задач тематического
плана, индивидуальные задания, помощь в самореализации,
определение уровня творческого развития и
самостоятельности.
Формировать основы художественной культуры; закрепить
знания об искусстве, как виде творческой деятельности
людей. Продолжать развивать у детей интерес и расширять
представления о художественной выставке. Учить выделять
красивые, радующие глаз компоненты на выставке
художественных работ. Воспитывать бережное отношение к
созданным произведениям.
4.2 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Этап
НАЗВАНИЕ
ЭТАПА
I этап
Предварительная
работа
II этап
III этап
Вхождение в тему
Художественноизобразительная
МЕТОДЫ
Метод сенсорного насыщения (без
сенсорной основы немыслимо приобщение
детей к художественной культуре).
Метод эстетического выбора (убеждение
красотой), направленный на
формирование эстетического вкуса.
Метод пробуждения ярких эстетических
эмоций и переживаний с целью овладения
даром сопереживания.
Метод побуждения к сопереживанию,
эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающем мире.
Метод нетривиальных творческих
ситуаций, пробуждающих интерес к
художественной деятельности.
Метод разнообразной художественной
практики.
СРЕДСТВА
Беседы, работа с
наглядным
материалом,
наблюдение,
экспериментирование.
Игры,
экспериментирование
с различными
материалами, беседы.
Работа с материалами,
сотворчество,
деятельность
IV этап
Выставкапрезентация
детских работ
Метод сотворчества с педагогом,
народным мастером, художником,
сверстниками
Метод эвристических и поисковых
ситуаций.
Метод эстетического убеждения.
Метод эстетического выбора (убеждение
красотой), направленный на
формирование эстетического вкуса.
Метод побуждения к сопереживанию,
эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающем мире.
деятельность.
Выставки, вернисажи,
совместное
обсуждение работ.
4.3.Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Техника
Задачи
Материалы
1. Продолжить
знакомить детей с
одним из видов
изобразительной
техники – прямой
многослойной
фактурной
пластилинографией.
Плотные шаблоны из
картона в виде
листьев различных
пород деревьев и
плодов осени;
пластилин; стека;
осенние листья;
репродукция картины
И. Левитана «Золотая
осень».
Сентябрь
1
«Осенний букет»
Пластилинография
2. Развивать у детей
видение
художественного образа
и замысла через
природные формы,
развивать чувство
цветовосприятия;
3. Воспитывать интерес
к осенним явлениям
природы,
эмоциональную
отзывчивость на
красоту осени.
2
«Матрёшечки подружки»
Пластилинография
1. Познакомить детей с
историей создания
русской матрёшки,
закреплять понимание
взаимосвязи
декоративноприкладного искусства и
русского фольклора.
Пластиковые
заготовки с контурным
изображением
Матрёшки; пластилин;
стека; большая
матрёшка.
2. Развивать умения
отражать характерные
особенности
оформления матрёшки
в нетрадиционной
технике – обратной
пластилинографии.
3. Воспитывать интерес
к народной игрушке.
Октябрь
1
«Осенняя берёза»
Пластилинография
1. Расширить знания
детей о деревьях
(строение, величина,
вид).
Плотный картон
голубого цвета с
силуэтом, размер А4;
стека.
2. Учить лепить
плоскостные
изображения берёзы,
равномерно располагая
осенние листья по
веткам берёзы.
Закреплять умение
скатывать очень тонкие
«колбаски» для
нанесения
характерности строения
ствола.
.
3. Развивать мелкую
моторику рук,
координацию движений,
цветовосприятие,
глазомер.
2
«Клоун»
Пластилинография
1. Учить лепить
плоскостные
изображения клоуна из
отдельных частей и
словесной инструкции
воспитателя.
Закреплять умение в
скатывании между
ладоней шарика и его
сплющивания.
Плотный картон
голубого цвета с
силуэтом, человека
А4; стека.
.
2. Развивать мелкую
моторику рук,
координацию движений,
цветовосприятие,
глазомер.
Ноябрь
1
«Домашние животные
кролики»
Пластилинография
1. Познакомить детей с
кроликами.
2. Закрепить умение
создавать лепную
картину с выпуклым
изображением.
Плотный картон
жёлтого цвета, размер
А4; стека.
3. Развивать у детей
живой интерес к
природе.
Декабрь
1
«Снегурочка»
Пластилинография
1. Добиваться
реализации
выразительного, яркого
образа, с опорой на
жизненный опыт детей.
2. Развивать образное
мышление, умение
использовать в работе
нетрадиционную
технику изображения –
прямую контурную
модульную
пластилинографию.
Плотный картон
розового (сиреневого
или лилового) цвета с
силуэтом Снегурочки,
размер А4; блестки и
бисер для украшения;
кукла Снегурочка для
рассматривания;
стека.
3. Развивать чувство
формы, пропорций и
цвета; вызвать яркие
эмоции в ожидании
праздника.
Январь
1. Расширять
представления детей о
зимующих птицах,
Плотный картон
светло-фиолетового
(голубого) цвета,
1
«Зимующие птицы»
Пластилинография
развивать умения
передавать свои
наблюдения за живой
природой в
художественноизобразительной
деятельности.
размер '/2 А4; набор
пластилина; стека;
фотоиллюстрации с
зимующими птицами
2. Формировать навыки
изображать птиц,
передавать
особенности внешнего
облика.
3. Закреплять приёмы
скатывания,
расплющивания,
примазывания,
соединяя прямую и
многослойную
пластилинографию.
4. Воспитывать
бережное отношение к
природе.
Февраль
1
«Масленица пришла»
Учить лепить куклу
«масленицу»,
передавать форму
частей, плотно их
соединять, закрепить у
детей умение лепить
конусообразную юбку.
Уточнить
представление детей об
обычаях, связанных с
празднованием
Масленицы. Развивать
интерес к обрядовым
русским праздникам.
Воспитывать чувство
патриотизма,
основанного на русских
традициях.
Пластилинография
иллюстрации с
изображением
празднования
Масленицы,
пластилин, дощечки
для пластилина,
стеки, разноцветные
кусочки ткани
треугольники
«платочки».
Март
1
«Курочка Ряба»
Продукт: Создание
мультипликационного
фильма по мотивам
русской народной
сказки
Пластилинография
1. Показать детям
р.н.сказку «Курочка
Ряба». Провести беседу
по содержанию.
Определить, какие
персонажи встречаются
в сказке. (Дед, Бабка,
Курочка Ряба, Кошка,
Мышка, Яичко).
Определить, какой
утварью обставлена
Горенка.
2. Развивать умения
растягивать пластилин
по поверхности,
создавая рельефные
объекты средствами
прямой и обратной
пластилинографии в
сочетании с контурными
и мозаичными
элементами.
3. Развивать мелкую
моторику рук
. 4. Воспитывать
Картонные шаблоны
домов, пластилин;
стеки; иллюстрации,
художественные
фотографии, набор
открыток с сюжетами
сказки
коллективные,
дружеские
взаимоотношения.
Апрель
Пластилинография
1
«Семья»
Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
собиралась за
ужином…
Продукт: создание
пластилинового
мультфильма по
мотивам
стихотворения
1. Обучать детей
воплощать в
художественной форме
своё представление о
членах семьи
Картон прямоугольной
формы, пластилин
разных цветов; стеки;
фотоиллюстрации
2. Развивать умение
изображать предметы,
людей при помощи
пластилина, закреплять
умения смешивать
пластилин разного
цвета для получения
выразительности
образа средствами
многослойной
пластилинографии.
3. Развивать чувство
формы и цвета.
4. Воспитывать
бережное отношение к
природе.
5. Приложение
5.1 Работа с родителями
– непосредственно индивидуально изучается запрос семьи на воспитательные и образовательные услуги,
учитываются их пожелания;
- проводятся консультации, беседы, анкетирование родителей;
-организовываются выставки детских работ.
В рамках реализации программы дополнительного образования определена система работы с родителями
(законными представителями) воспитанников.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей.
Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности
родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по
вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы .
5.2 Рекомендации по организации работы в технике пластилинография
- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
-- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
-- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой
или специальным маркером;
-- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это
позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить
надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в
младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка
можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не
рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно
воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки
попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике
и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию
фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику,
выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием
пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность
картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек,
штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками –
специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно
использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков,
и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять
даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость
общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со
сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Материалы для создания пластилиновой картины:
- картон с контурным рисунком;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- стеки;
- бросовый и природный материалы.
Литература:
1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –
М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты,
методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты,
методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты,
методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты,
методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты,
методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009
7. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для
родителей и педагогов/ Художники М. В. Душин, В .Н .Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°»,
1998.
8. Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий
2003», 2008.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий
2003», 2008.
11. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
12. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» (средняя, старшая группы). - Цветной мир,2011
13. И. А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии- ТЦ
СФЕРА- М.2009»
14. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
15. Р. М. Литвинова , А .Т. Пащенко Региональная культура: художники, писатели, композиторы ( сборник 2)
Ставрополь 2010г.