Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании
14.08.2019
Не секрет, что в
наше время, деятельность музыкального руководителя подразумевает нечто новое,
насыщенное, неожиданно увлекающее наших современных детей, направленное на
эффективное усвоение ими содержания образовательных программ в условиях ФГОС
(1). Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более
эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и
новых технологий.
Поэтому одна из
целей в моей работе музыкального руководителя – выявить наиболее приемлемые для
дошкольников инновационные подходы в обучении и построении музыкально-игрового
пространства, создать комфортные условия для усвоения программного материала
(2).
В основе
инновационных технологий музыкального воспитания детей в нашем ДОУ лежит
коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на
детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку,
озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Учитывая основные
требования (концептуальность,
системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость), использую в
образовательном процессе инновационные здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые технологии; технологии проектной и исследовательской
деятельности,
технологии
портфолио дошкольника и педагога.
Технология
проектной деятельности применяется при реализации парциальных программ
«Воспитание маленького волжанина» Е.С.Евдокимовой, «Добрый мир» Шевченко Л.Л.,
«Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа» Князевой
О.Л.. Музыкальные, творческие, игровые, информационные, исследовательские
проекты реализуются семьями воспитанников, педагогами, развивают
и обогащают социально-личностный опыт посредством включения детей в
сферу межличностного взаимодействия. Результаты проектной и исследовательской
деятельности представляются на Региональный фестиваль проектов «Мой край родной
– Поволжье» (3-победитель, 4-участник), конкурсы различной направленности
(5,6).
Использование
компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную
образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют
возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и
дидактического материала, предусмотренного образовательной программой
дошкольного учреждения. На базе ДОУ в 2017г. прошёл семинар педагогов района
«Обновление содержания музыкального воспитания в ДОО, через использование ИКТ»
(7)
Музыкально-театрализованная деятельность
осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие,
эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Более 10 лет я
руковожу театральной студией «Божья Коровка», танцевальной студией «Каблучок»,
действующих на базе ДОУ в форме кружковой работы. Воспитанники этих объединений
радуют своих зрителей яркими выступлениями на
различных мероприятиях и становятся победителями творческих, музыкальных
конкурсов различных уровней (8,9,10,11). Это говорит об успешном применении
технологии «Синтез искусств».
Для дошкольников разрабатываются
индивидуальные образовательные маршруты, фиксирующие диагностику развития
воспитанников. В конце года выпускникам выдаётся Портфолио выпускника.
Значительную роль в положительной
динамике играет профессиональная компетентность педагога, повышение квалификации и его самообразование, участие в конференциях,
семинарах, практикумах, с презентацией инновационного
опыта работы (12,13,14).
Применение современных технологий способствует
формированию человека современного общества. В результате применяемых технологий, дошкольники стали
проявлять значительные успехи в усвоении образовательной программы, материал
усваивается детьми непринуждённо, с увлечением.