Каждый возраст уникален, в детстве уникален каждый год.
Особенности развития
ребенка 4-5 лет.
Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего
детства к дошкольному. Малыш активно развивается, познает окружающий
мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие личности
ребенка 4-5 лет.
Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко
воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка
формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных
показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от
активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми.
Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно
поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.
Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить
похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей,
так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок
поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав
за что именно его хвалят.
Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может
сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.
В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной
сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми;
радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство
симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются
нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно -
чувство долга.
К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру –
созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир
существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и
возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде
жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.
Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только
давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно
относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом
году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся
непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но
взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам
ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.
С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические
знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах,
странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к
описываемому миру (страх к хищникам, любовь домашним животным и т.д.)
В этот период жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но
неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно
появление чувства неуверенности.
Общение ребенка 4-5 лет.
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных
отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.
Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный
характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на
основании мнения взрослых (родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся,
обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все
большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в
признании и уважении со стороны ровесников.
Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто
играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку.
Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов.
Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный.
Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.
Развитие психических процессов в
4-5 лет.
Восприятие.
В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и
познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и
прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы,
цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время
суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус,
запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных
геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).
Внимание.
Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою
деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он
может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого
навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении
задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.
Память.
Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного
припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину
произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается
способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка
усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например
запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок
маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл
данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти
ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого
воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения
взрослых, принять задачу на запоминание.
Мышление.
В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью
которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения
несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое
свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с
предметами в результате их взаимодействия.
У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть
представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А
также находить различия и сходства между предметами.
Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец.
А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт,
мебель, посуда, обувь).
Воображение.
Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как:
оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по
собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Речь.
К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно
пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно
выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении
со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к
происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми
«внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в
прошлом или будущем).
Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть
определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения
(«Блестит как золото»).
В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы
рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.
Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов
Рекомендуемые игры с ребенком 4-5 лет.
Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы
разных форм).
Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками
(машины, куклы), спортивные игры (мяч, прыгалка).
Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (ложка:
меч, лопата, машина и т.д.).
Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т.д.
Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин
(предпочтительно не очень мягкий), аппликация.
Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно сказки.
Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом
возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что
было?, что случилось и почему?. Если сказка не большая можно попросить
ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом
необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый,
веселый, грустный, радостный и т.д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо
развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.
|