Адаптированная образовательная программа
Описание образовательной программы
Под умственной отсталостью понимается неспособность ребенка обучаться, быть самостоятельным в определенной возрастной группе. Развитие таких детей протекает намного медленнее, чем у их сверстников. Им не интересно, что происходит вокруг них, они не могут адекватно оценивать происходящие события и совершаемые действия.
Неполноценное развитие ребенка может
быть вызвано любым фактором, который способен оказать влияние на мозг плода во
время беременности, при родах, или до возраста трёх лет жизни.
К основным группам причин, способных
вызвать умственную отсталость, относятся:
·
генетические
и хромосомные патологии;
·
патологии
плода, возникшие во время беременности из-за приема алкоголя, употребления
наркотиков, недоедания, заболевания краснухой и другими вирусными инфекциями;
·
сложные
роды, которые привели к повреждению головного мозга новорожденного;
·
перенесенные
ребенком инфекционные болезни – менингит и энцефалит,
отравления ядами, например, ртутью, а также полученные тяжелые травмы головного
мозга;
·
нахождение
ребенка в социально-опасной среде.
Ученые, классифицируя умственную
отсталость, используют 4 категории. В основе классификации, лежит
интеллектуальный индекс IQ. Если ребенок имеет значение индекса от 50 до 70, то
ему диагностируется дебильность — легкая умственная отсталость.
В раннем возрасте они позже начинают играть игрушками, улыбаться, реагировать на предметы, которые видят, на звуки, которые слышат – все виды реакций происходят с опозданием. Эти дети часто страдают эпилептическими припадками, врожденными сердечными болезнями и проблемами со слухом.
В дошкольном периоде лёгкая
умственная отсталость у детей не мешает им общаться со сверстниками,
их отставание в развитии сенсорной моторики и двигательной сфере практически
незаметны. В силу этого, они практически не отличаются от здоровых детей.
Достигнув школьного возраста, они могут, не без помощи учителей и близких.
Такие дети способны обучиться чтению и счету, но для этого нужно желание и терпение взрослых. При обеспечении помощи и нужной поддержки, они могут, с возрастом, добиться независимости и жить самостоятельно.
Индивидуальная
программа сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью составлена с учетом Основной образовательной
программы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
Программа
рассчитана на один учебный год. Время освоения программы строго индивидуально и
зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного
ребенка.
Программа
включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный. Теоретической
основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии
Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н.
Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др.
В
программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:
Познавательное
развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Речевое
развитие